Статья написана как увеселительный рассказик. Между тем тема серьезная затронута. Основные направления работы с ребенком описаны верно. Но нельзя забывать и про родителей, и про работу с родителями.

Понимаете, у родителей нет выходных, особенно с таким ребенком. Это очень сложно. А нужно ребенка именно развивать.

Иногда бывает так, что они ищут одобрения, поддержки при каждом своем действии. И вот тут важно всё правильно дозировать. Иначе можно проявить гиперопеку, и ребёнок полностью утратит самостоятельность и веру в себя. А если он ее утратит, то и чувство вины начнёт усиливаться. Как следствие наступит регресс.

Соответственно, нужно в меру дозированно давать ему самостоятельность; если будут ошибки, плохо получаться – нужно подбадривать, помогать, но не делать за него. При первых же успехах ребенок поймет, что всё в его силах, и сам начнёт стремиться.

Важно, чтобы это понимала мама, потому что в силу природы заболевания такие дети – мамошники. И, соответственно, многое зависит от мамы.


Что должен помнить родитель и детский психолог.

Страхи

Психологи давно знают, одной из основных проблем в структуре личности детей является склонность к страхам. Для каждого возраста характерны те или иные страхи (в младенчестве – до года – страх чужих людей, в раннем детстве – от года до трех – страх темноты, животных, неожиданных звуков, в дошкольном возрасте преобладают фантастические страхи – чудовищ, или реальные – воды, высоты и т.п.). Все эти страхи в той или иной мере совершенно естественны, являясь голосом инстинкта самосохранения. О проблемах стоит говорить лишь, когда страх слишком интенсивен, либо не соответствует возрасту ребенка (например, если пятилетний ребенок боится незнакомых).

Это довольно часто наблюдается при таком тяжелом заболевании как детский церебральный паралич. Так боязнь резких звуков, характерная для 2-х – 3-х лет, может наблюдаться у детей с ДЦП даже в младшем школьном возрасте. Для коррекции страхов при ДЦП подойдет методика, предлагаемая известным психологом и автором множества книг А. И. Захаровым в его книге «Страхи у детей». В методике умело сочетаются творческие и игровые моменты в частности полезные для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

По мере возможности в занятия надо включать детей с разными формами заболевание и степени тяжести двигательных нарушений, чтобы они двигались, играли и рисовали, как предусмотрено программой, даже если у них не очень получается. Веселые игры, которые предлагаются Захаровым для коррекции страхов (жмурки, эстафеты, прятки, пятнашки), помогут этим детям не только перестать бояться темноты, наказания или внезапного прикосновения, но и поднимут настроение, облегчат вступление в контакт со сверстниками, покажут им новые двигательные возможности.

Групповая терапия

Бесспорно, что с детьми с церебральным параличом вообще лучше проводить групповую терапевтическую работу, чтобы преодолеть их замкнутость дать реальные навыки свободного и приятного общения.

Так эффективным будет метод телесно-ориентированной терапии, так как она позволяет преодолевать многие комплексы и открывает множество дотоле неизвестных ребенку потенциалов, сокрытых в его теле.

Чувство вины

Необоснованное и обостренное чувство вины является одним из частых симптомов невроза явным либо скрытым. У детей с ДЦП чувство вины может быть особенно острым и мучительным в подростковом возрасте. Для решения проблем с этим связанных также можно использовать метод групповой терапии, скажем психодрамму (постановку маленьких спектаклей-сказок с известными или придуманными детьми сюжетами). Этот метод не только позволяет «обыграть» проблемы и научится их преодолевать. Психодрамма подвижное, интересное, захватывающее действо, которое учит активно участвовать в жизни коллектива и общества в целом.

Личностное развитие

Нельзя забывать и о личности ребенка в целом. Необходимо развивать у ребенка-инвалида стремление к учебе, творчеству, активную жизненную позицию. Для этого нужно как можно шире вовлекать детей в общественную работу (особенно в школах), давать им возможность проявить себя, поощрять творчество. Может показаться, что это уже не входит в круг обязанностей психолога, что этим должны заниматься учителя и воспитатели. Но зачастую они бездействует или не дают детям самовыражаться, все решая за них. Так что как раз задачей психолога и будет по возможности проводить разъяснительную работу среди работников специализированных школ и интернатов.

Помощь родителям

Важным пунктом в программе психологической реабилитации детей с церебральным параличом является работа с их родителями. В идеале психологическая помощь должна оказываться матери уже в первые несколько недель, а еще лучше дней после рождения больного ребенка или после постановки диагноза. Ведь нужно помочь справиться со стрессовым состоянием, преодолеть неприятие ребенка (если оно существует), снять излишнюю тревожность по отношению к нему и вообще в дальнейшем помогать избегать ошибок воспитания. Однако чаще всего специальной психологической помощи таким семьям нет вовсе, что еще больше усложняет задачу именно школьного психолога.