Итак, вчитайтесь в эти семь пунктов:
1. Кадр, план, объект.
2. Монтаж:
2.1. по крупности;
2.2. по освещенности;
2.3. по фазе движения;
2.4. по взгляду смотрящего, ориентации в пространстве;
2.5. перебивка.

Прежде чем смонтировать свой фильм, вам необходимо все-таки снять его. Но фокус в том, что снимая фильм, вы уже должны представлять, как он будет монтироваться. В противном случае, смотреть ваше видео будет неинтересно или попросту невозможно.

ПРАВИЛА МОНТАЖА

Все опытные монтажеры соблюдают ряд правил. А все профессиональные операторы и режиссеры знают об этом и снимают кино, учитывая правила монтажа. Правила эти были выработаны на заре эры синематографа с учетом особенностей зрительского восприятия, так что даже любителям сейчас (в эпоху цифрового видео) не знать о них почти неприлично. Тем более что каждый любитель сейчас может прославиться не меньше Хичкока, благодаря сервису youtube.com, например. И любой может стать профессионалом, снимая свадьбы и детские утренники, и неплохо зарабатывая фрилансом.

Итак, прежде чем взяться за камеру, изучите немного теории, тем более что правила монтажа видео довольно просты и понятны, а читать толстые учебники на первых порах необязательно.


1. КАДР, ПЛАН, ОБЪЕКТ

… и некоторые другие профессиональные киношные термины, с которыми вам стоит познакомиться.

Кадр – это, как ни странно, не фото со съемок. Кадр бывает съемочный и монтажный. Съемочный кадр – кусок кинопленки/файла, который начинается с нажатием кнопки «запись», и заканчивается с нажатием кнопки «пауза». Следующее нажатие на «запись» – следующий кадр, и так до бесконечности. Монтажный же кадр – это конечный продукт монтажа, когда съемочный кадр уже подрезан и подчищен.
Объект – это и место съемки, и действующий персонаж/герой фильма.

Исходный материал – не монтированный фильм, а мастер-кассета – кассета со смонтированным фильмом.

И самый важный для нас термин – «план». План это собственно крупность отснятых сцен.

План может быть сверхкрупным, когда в кадре лишь один мелкий объект, часть его, либо лица человека. Крупным планом называют кадр, в котором помещается объект покрупнее (голова животного или человека целиком). Если человек снят по пояс – такой план будет первым средним, а если по колени – вторым средним соответственно. План, где человек снят в полный рост, называется «общим», а если человек вовсе теряется на фоне окружающей природы, города и других объектов, то это «дальний» план.

Один из главных видов монтажа – именно по крупности.


2. МОНТАЖ ПО КРУПНОСТИ

Человеческий мозг устроен так, что способен спокойно, не напрягаясь, воспринять переход от кадра к кадру только в том случае, если планы смонтированы «через один». Так, общий план будет смотреться естественно с первым средним и наоборот, средний второй в паре с крупным и т.д. Но нет правил без исключений. Так, крупный план хорошо монтируется с деталью, а общий план с дальним.


3. МОНТАЖ ПО ОСВЕЩЕННОСТИ

Свет и цвет также весьма важны при монтаже фильма. Не стоит монтировать одну и ту же сцену из кадров, снятых сперва в полдень, а потом на закате, сперва в солнечный миг, а потом в пасмурный. Если солнце внезапно скрылось, пока вы снимали, стоит акцентировать внимание зрителя именно на этом моменте и при монтаже вставить кадры, где тучи скрывают солнце.


4. МОНТАЖ ПО ФАЗЕ ДВИЖЕНИЯ

Это очень важное правило, о котором необходимо помнить при смене планов. Если на дальнем плане человек стоит, то он не должен сразу идти на среднем, если лошадь скачет на общем плане, то на крупном ей негоже стоять как вкопанной. Зрителю нужно показать, что движение продолжается, либо что оно началось/закончилось. Движение же должно продолжаться в одну сторону либо возвратиться после «мертвой точки» (открывание/закрывание двери).


5. МОНТАЖ ПО ВЗГЛЯДУ СМОТРЯЩЕГО, ОРИЕНТАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ

Если при смене планов по крупности столь же значительно меняется угол обзора – это будет выглядеть как резкое перемещение объекта в пространстве. Поэтому если ваш герой находится в кадре справа на среднем плане, то на дальнем он не должен перемещаться влево больше, чем на треть кадра.

Если вы снимаете персонажей во взаимодействии, то делать это следует строго с одной стороны, чтобы понятно было, кто на кого смотрит, кто с кем говорит и не создавалось впечатление, что все герои смотрят на нечто третье. В диалогах можно использовать прием, называемый «восьмеркой». Это когда одного героя снимают через плечо другого.


6. ПЕРЕБИВКА

Скорее всего, просмотрев сейчас все, что вы наснимали и собирались смонтировать, вы обнаружите, что у вас нет кадров идеально друг с другом монтирующихся. Не отчаивайтесь. Теперь, зная вышеприведенные правила, вы начнете снимать, учитывая их.

А для безнадежных, казалось бы, случаев есть универсальное средство – перебивка. Перебивка – это вклейка между двумя кадрами, которые полностью друг друга продолжают, но плохо монтируются. Перебивка лишь косвенно связана с действием (костер на стоянке, картина на стене возле которой говорят ваши герои). Перебивка сглаживает неудачный стык, позволяет разнообразить монотонные сцены, длинные монологи. Но и злоупотреблять перебивками не стоит.