Ченнай

Удивительное рассказывает Петр Вавилов (г. Магнитогорск):

– Я заранее решил остановиться не в Тирумале или в Тирупати, а в Ченнаи, поскольку Ченнаи (Мадрас) – это мегаполис на берегу океана, соответственно, в нем меньше шансов совершить апарадху тому, кто привязан к материальной жизни, и еще в нем жена не будет “бояться святых” и сможет чувствовать себя ненапряженно. В Тирупати она ехать не хотела – боялась.

В гостиницах обычно готовить запрещают (а нам просто необходимо было готовить самим), поэтому после изучения списка отелей Ченнаи и всевозможных советов в англоязычном форуме туристов я решил в поисках подходящего жилья положиться на Вишну и вайшнавов, нежели иным людям и их советам.

Так мы оказались в доме Ранганатхана и его жены Васанты. Они тоже Шри-вайшнавы. Ранганатхану 80 лет. В свое время он, будучи инженером железных дорог, бесплатно объездил многие святые места, в том числе был и во Вриндаване. У них только что отстроенный собственный 3-хэтажный дом в тихом богатом районе Ченнаи. Они живут на первом этаже, а нам предоставили большую квартиру на втором, пока еще не меблированную, но с минимумом необходимой мебели, матрасами, кухней. Так как я спрашивал жилье с возможностью готовить, то на кухне уже стояли газовая плитка, новая посуда и даже несколько пакетов с овощами. Все это они предложили из принципа бесплатно, но мы все же напоследок сделали им некоторый подарок. Однако, все равно, я чувствую себя в долгу перед ними за их радушие, гостеприимство и помощь.

Ченнаи – огромный город-деревня. На первый взгляд кажется зеленым по сравнению с Дели, с обилием кокосовых и других пальм, и в то же время со страшными загазованными пробками из отчаянно гудящих мотоциклов, моторикш, машин и автобусов. Свернув с иного оживленного проспекта с роскошными бутиками и солидными офисами, можно попасть в район красивых богатых особняков, а уже через 5 минут обнаружить себя… среди тростниковых хижин с нищими жителями, вонючей речки, помоек и свалок.

Здесь южно-индийская культура. Люди приветливые, но сильный языковой барьер: туристы почти не ездят в Южную Индию, поэтому многие здесь говорят лишь на тамильском языке или телугу, хинди не в почете, английский редко услышишь. Есть люди, неплохо говорящие по-английски, но либо очень быстро, либо с совершенно непонятным акцентом.
Немало мусульман. Океан с многокилометровыми несколько грязными пляжами, зато без голых людей. Много… винных магазинов (там отличный виноград и изобилие фруктов). Много еще можно сказать о Ченнаи, но лучше расскажу о поездках в Тирумалу и в храмы Шри-сампрадайи.


Ранганатхан познакомил меня со своим сыном. Сыну 54 года, его зовут Мохан Нараянан.

Был выбран день, рано утром мы поехали с Моханом на их машине в храм Тирунирмалаи на холме в пригороде Ченнаи. Храмы здесь древние, с гопурами – внушительными пирамидами в виде трапеции. В храме много алтарей. Мы получили даршаны Божеств, неотличных от Шри Венкатешвары, Шри Ранганатхи. Также там Господь Нрисимха и еще несколько Божеств. Получили и махапрасад: чаранамриту, красный порошок, чтобы ставить точки, и связки листьев Туласи.

Через пару дней поехали впятером (ехали Ранганатхан с женой и Мохан с женой) в Шриперумбудур – место явления Рамануджачарьи (час езды от Ченнаи). Пять минут ждали его даршана, в это время ожидавшая даршана маленькая девочка, пришедшая с матерью, пела молитву Рамануджачарье.

Из Шриперумбудура приехали в Канчипурам, в храм Господа Варадараджи (еще полчаса езды). Получив даршан Божест в первом алтаре, я остался ждать у входа в основной храм, а они пошли туда вчетвером. Не-хинду вход запрещен, и, несмотря на то, что Ранганатхан и Мохан долго пытались объяснить брахманам храма, что я прибыл получить даршан и что я верю в вайшнавские ценности, пришлось смириться с ситуацией.

Я спокойно подождал на храмовой площади возле пирамиды. Отстояв очередь, они получили даршан и вышли довольные и с маха-прасадом. Потом мы еще вкусили прасад на храмовой площади, но они все же не были удовлетворены, что я не получил даршана.

Тут вышел сын главного пуджари храма: могучий молодой брахман с бородой, в дхоти, без верхней одежды. Ранганатхан и семья обратились к нему. Брахман пригласил к нему домой – в таинственный полутемный древний дом возле самого храма. Там сидела в медитации бабушка – первая жена его отца (так же, как та матаджи-хозяйка ашрама в Раман-рети) и другие члены семьи. Нас угостили прасадом.

Потом брахман сказал, что проведет на даршан, и мы опять пошли в храм. Пришлось нарушить правила, пройти, минуя очередь. Двое мужчин остановили нас по пути, и брахман отчаянно спорил с ними, до крика. Потом мы все же пошли дальше, к месту даршана, он вошел в алтарь (там уже был пуджари) и кратко рассказал о Господе Варадарадже и других Божествах, пребывающих там. Там принято на даршане показывать Божеств, называя Их имена и кратко объясняя. Он дал мне большую гирлянду из Туласи (там всегда предлагают такие большие гирлянды), еще несколько гирлянд из жасмина и других цветов и еще маха-прасада. Очевидно, что все это оказалось возможно лишь по милости Господа и Его бхакт и благодаря полученным мной благословениям. Потом мы еще побывали в доме его брата – тоже пуджари. В результате все были полностью удовлетворены.

В Шриперумбудуре показывают мурти Рамануджачарьи. А его самадхи находится в Шри Рангаме, на территории храма. Над самадхи установлено гипсовое мурти (или мулавар). Дважды в год мурти умащают камфорой с шафраном, поэтому оно соответствующего цвета.


ТИРУПАТИ И ТИРУМАЛА

Теперь о Тирупати. Поездка туда на автобусе заняла 5 часов с пробками (обратно – всего 3). Поехали вдвоем с женой. Пока мы стояли в пробке на окраине Ченнаи, пошел нетипичный для весны дождь; стало влажнее; постоянно пыльные, с кучами вырытой и наваленной зачем-то земли и мусора ченнайские обочины размыло и пешеходы еле ходили по колено в грязи. Вдобавок местами были очень глубокие лужи, а транспорт местами щедро брызгал на людей водой. В помойке рядом с коровой рылось стадо свиней и поросят. Гуляли также овцы и собаки. Водитель периодически с явным удовольствием сигналил очень громко и подолгу, от чего болела голова. В телевизоре вверху над нашим сиденьем включили громко эпикурейскую тамильскую кинокомедию с нелепым сюжетом.

Выбравшись из пробок и отъехав от города, мы заметили, что природа стала гораздо красивее: очень яркая зеленая трава, красивые желтые поля подсолнухов и горы вдалеке. Деревни очень бедные, но при подъезде к Тирупати становятся богаче.

Тирупати – большой и богатый город. Там мы пересели на другой автобус, который держал путь в Тирумалу, на гору, к Шри Венкатешваре – еще 27 км. Всего этих гор семь, и они считаются национальным заповедником. Там живут тигры, ядовитые змеи, обезьяны, олени, шакалы и другие животные. У подножия горы вошел полицейский, обыскал всех, а у нас еще спросил, курим и пьем ли мы.

Дальше начался подъем по горному серпантину. Дорога и так красивая, чем выше – тем красивее, открываются великолепные виды, Тирупати уходит далеко вниз, да еще и обсажена красивыми цветущими деревьями: ашокой и другими – не дорога, а петляющая аллея в горном саду. Висят щиты: “Не курить”, “Не пить”, “Не мочиться открыто”, “Не плевать”. На высоте начинаются щиты: “Повторяйте: “Ом Шри Венкатешварайя Намах”.

При Раманудже был только храм на горе Тирумале, окруженный густым лесом с вышеупомянутыми зверьми, и он, собрав 74 ачарьи, спросил, кто из них хочет изо дня в день служить там. Все колебались, опасаясь малярии, диких зверей и прочих трудностей. Вызвался Анантхарья. Через год он вдвоем с женой уже разбил там красивый сад со множеством декоративных растений. Видимо, по его стопам идут и современные вайшнавы, высаживая там множество красивых растений (по правилам, на Тирумале нельзя наслаждаться непредложенными цветами, да и, вообще, селиться ради наслаждений там). Однажды, когда беременная жена Анантхарьи утомилась, копая, пришел помогать молодой человек. Анантхарья прогнал его и даже ударил его по щеке, чтобы тот не отбирал его служения. Человек скрылся в храме. Через некоторое время Анантхарья уже стоял и просил прощения у Господа в храме, у которого на щеке была кровь.

Наконец, автобус, миновав все петли, въехал на вершину горы. Там прохладно, типа как у нас теплым летом, нет москитов, свежий не по-индийски воздух, красивые парки, дома, гостиницы, пруды, горы вокруг. В отличие от Бхарат-варши на каждом шагу урны и туалеты с душевыми. Чистые ровные тротуары, на которых не сломаешь ногу и отсутствие мусора. Из громкоговорителей постоянно доносится: “Ом Намо Венкатешая”, звучат мантры и южно-индийские песни преданности. Похоже на звуковую дорожку к фильму “Мадхвачарья”. Много паломников, постоянно прибывают новые автобусы.

В представительстве храма в Ченнаи после моих объяснений мне сказали: “Обратитесь в Тирумале к главному менеджеру, объясните, что вы приехали из России специально для даршана, и он все организует”. Поэтому я расслабился и несколько занесся внутренне, из-за чего вдруг возникло много организационных трудностей с нахождением нужных людей, заселением и получением даршана. К главному менеджеру меня не пустили, а просто объяснили что-то на непонятном английском и выписали пропуск на даршан, с которым я не знал, что делать.

Здесь явно никто не ждет прибывших в настроении “дорогого гостя”. В конце концов, пришлось предаться Господу, потому что я почувствовал, что как будто что-то мешает получению даршана. Наконец, что-то понял из слов полицейского да нашел у входа в очередь для даршана одного человека, который тоже собирался на даршан и который понятно изъяснялся по-английски. По моей просьбе он провел меня сперва в храм Шри Варахи Свами, потом мы получили даршан Шри Вишваксены.

Еще с его помощью я нашел в банке менеджера банка, так как пожертвование по их правилам рекомендуется делать через банк (там даже ночью сидит много служащих, принимающих оплату арати и еще каких-то услуг, но никто из них даже на тамильском не мог дать конкретного ответа, а скорее всего, Господь подталкивал к тому, что не надо делать перевод через банк). Менеджер банка, в конце концов, так и сказал, что если я хочу, чтобы пожертвование дошло до храма, то … не надо его делать через банк, а надо просто положить в мешок хунди в храме. Спасибо ему.

По моей просьбе тот человек провел меня к кассе оплаты билета на даршан, и дальше я пошел в очередь. По пути потребовалось подписать заявление, что я, невзирая на другую религию, обладаю полной верой в Шри Венкатешвару. Повезло, что пришел ночью: передо мной было одна-две тысячи человек – в результате очередь заняла вместо 4-х часов всего полтора-два. Стояли в огороженных коридорах самые разные люди всех возрастов, с детьми и друзьями, со всей Индии. По ходу очереди есть скамейки, питьевая вода. Периодически кто-нибудь кричит: “Го-овинда!” И все вторят ему.

При подходе к алтарной начинается давка, многие устают, дети начинают плакать. Момент торжественный и напряженный. Получающие даршан по одному доходят до Шри Венкатешвары (не в том смысле, что порознь – очередь непрерывная – а в том смысле, что там очередь сужается и в ней все стоят один за другим). По большому счету, Шри Венкатешвару видишь, лишь дойдя до Него и встав непосредственно перед Ним, так как до этого момента Его будут загораживать впереди стоящие. Даршан мой длился, как и у всех, три секунды, дальше мягко выдворяют оттуда. Выдворявший, подумав, остановил меня еще секунд на десять, позволив получить более длительный даршан.

Дальше я пошел поклониться Шри Нрисимхе, сделал пожертвование в мешок хунди, в т.ч. Наташино, и ее письмо опустил туда же.

Потом получил по билету прасад: четыре больших ладду вместо двух, так как было ночное время.


На следующее утро мы гуляли среди облаков и садов, слушая мантры из динамиков, а потом отношения с женой стали накаляться, и мы спустились на такси в Тирупати. Стало опять жарко. Посетили храм Говиндараджи, в котором много разных Божеств.

Сели в автобус и за три часа доехали до Ченнаи.

Еще, опять же, всей семьей съездили в два древних храма в окрестностях Ченнаи. В одном из них главное Божество – Бхакта-Ватсала Перумал. В одном храме пускают, в другом – нет. Опять, по милости Господа и бхакт, повезло. Через полчаса ожидания Божества вынесли на паланкине на прогулку по храму под огромными зонтами и под барабанную дробь и духовые инструменты, и пронесли их прямо мимо нас, стоявших у ворот храма.

Там же вкусили прасад с пальмовых листьев в доме детей ачарьи.

Дедушка Ранганатхан перед отъездом сказал много добрых слов, пригласил приехать еще и сказал, что можем посетить и другие места, ведь он в свое время побывал даже во Вриндаване.