Читайте внимательно!

Содержание статьи:

1. Бхактивинода Тхакур как джагад-гуру, учитель всего мира

2. Тхакур как основоположник современного движения чистой преданности (шуддха-бхакти)

3. Тхакур как первооткрыватель места явления Господа Чайтаньи

3.1. Учение Господа в кратком изложении Шри Бхактивиноды

4. Тхакур расставляет точки над «i» в отношении противоречивых религиозных понятий.

5. О сат- и асат-сампрадае.

6. О карме, гьяне, йоге и бхакти

7. О юкта- и пхалгу-вайрагье (подлинной и мнимой отрешенности)

8. Об истинной доброте и альтруизме

9. О дайва- и адайва-варнашраме

10. О разнице между брахманом и вайшнавом

11. Об идолопоклонстве и поклонении образу Господа

12. О шуддха-бхакти и виддха-бхакти

13. О Святом Имени, намабхасе и намапарадхе

14. О разнице между жизнью и поступками вайшнава и непреданного

15. О сат-гуру и лжегуру

16. О пяти пристанищах Кали и о пяти стимулах преданности Шри Кришне

17. О «Шримад-Бхагаватам»

18. Святость Бхактивиноды

19. Его преемники

20. Бхактивинода Тхакур как идеальный рупануга-ачарья


1. Тхакур как джагад-гуру, учитель всего мира

Верховный Господь Шри Кришна даровал человечеству вечное благо в виде Своего Святого Имени.

Шри Бхагаван говорит в Бхагавад-гите (4.7):

«Всякий раз, когда в материальном мире приходит в упадок религия и торжествует безбожие, Я Сам нисхожу сюда, о потомок Бхараты».

В истории все повторяется, и общественно-религиозная жизнь Бенгалии к середине XIX столетия не была исключением – положение вещей напоминало ситуацию, сложившуюся там же к концу XV века. В то время бенгальское общество превратилось в рассадник коррупции и беззакония: люди в большинстве своем прожигали свою жизнь, проводя время в азартных играх и бесшабашных развлечениях. Поклонялись полубогам, что сопровождалось убийством животных и прочими аморальными поступками. На место религии пришло безверие и безбожие в лице атеизма, лжеаскетизма, вульгарного имперсонализма, сотворения всяческих кумиров и идолов, лжевайшнавизма и т.п.

В этот самый момент в бенгальской деревне Ула, что находится в Надии, явился Бхактивинода Тхакур, уполномоченный представитель и проявление Божественной энергии Верховного Господа Шри Кришны, призванный смыть все эти пятна позора с лица общественно-религиозной жизни Бенгалии и восстановить санатана-према-дхарму, Вечную Религию Любви к Богу, в том виде, в каком дал ее Верховный Господь Шри Чайтанья Махапрабxу.

Шри Чайтанья Махапрабху — это сам Шри Кришна, преисполненный любви и озаренный сиянием, исходящим от Его же (Шри Кришны) внутренней энергии блаженства, Шри Радхи. Главными целями прихода Шри Кришны в облике Махапрабху были:

1. Ощутить всю глубину любви, которую испытывает к Нему Шри Радха.

2. Насладиться Своей собственной красотой и ощутить удивительную сладость, которая ведома лишь Шри Радхе.

3. Познать то наслаждение, которое испытывает Шри Радха в общении с Ним.

Вторичной целью было распространить по всему миру Святое Имя и любовь к Богу во имя освобождения человечества.

Бхактивинода Тхакур, будучи шакти-авеша-аватарой (мессией, человеком от Бога), дал самое понятное толкование Святого Имени. Он является ачарьей, то есть живым примером, в своей жизни показавшим, что же такое самбандха (отношения с Богом), абхидхея (средство их достижения) и прайоджана (высшая цель). Будучи тесно связан с Высшей Личностью, Шри Кришной, Бхактивинода Тхакур в своем служении сумел добиться огромных результатов как в проповеди, так и в практике, вопреки всем проискам недоброжелателей. Поэтому он является нама-ачарьей, мощным духовным распространителем Святого Имени. Он по праву может быть признан джагад-гуру, духовным учителем всего мира.

2. Тхакур как основоположник современного движения чистой преданности (шуддха-бхакти)

Шрила Бхактивинода Тхакур – великий основоположник современного движения чистой преданности Богу, шуддха-бхакти. Он восстановил учение и принципы бескорыстной преданности, которым учил Шри Чайтанья Махапрабху.

Его выступления на темы «Шримад- Бхагаватам» и его многочисленные труды о бескорыстной преданности Всевышнему Господу, написанные на простом и понятном бенгальском, английском, санскрите и других языках открывают врата в духовное царство, долго остававшееся за семью печатями, считавшееся неведомым и непознаваемым мистическим миром.

Через его труды теизм, путь к Богу, стал легко доступен широким массам. Например, его «Саджджана-тошани», единственный в то время ежемесячный духовный журнал в Бенгалии, его «Шри-Кришна-самхита», безупречный трактат на санскрите, описывающий личность и божественные деяния Господа, его книги «Джайва-дхарма» и «Шри Чайтанья-шикшамрита» произвели самую настоящую религиозную революцию в умах молодого поколения, устранив из них скептицизм и невежество, навязанные чарами маха-майи.

«Джайва-дхарма» и «Шри Чайтанья-шикшамрита» подробно рассматривают понятия самбандхи, абхидхеи и прайоджаны, неразрывно связанные с Абсолютной личностью, Шри Кришной, и ярко описывают ступени эволюции души в материальном мире:

1. Свернутое сознание (состояние кокона) – камни, деревья, растения и т.п.

2. Недоразвитое сознание – птицы, насекомые, земноводные и т.п.

3. Прорастающее (пробивающееся) сознание:
a) Нецивилизованные атеисты, не признающие никакой морали.
б) Цивилизованные или культурные атеисты, имеющие определенные моральные ценности.
в) Верующие в Бога, чья вера основана на собственных умозрительных представлениях.

4. Цветущее (развитое) сознание – верующие в Бога как Личность, идущие по пути преданности Ему (бхакти), садхана-бхакты, на санскрите. С этого уровня начинается подлинный теизм.

5. Полностью развитое сознание — бхава-бхакты и према-бхакты (маха-бхагаваты), которые видят Шри Кришну в каждом существе и каждое существо видят в Нем. (Б.-г., 6.30).

Написанные Бхактивинодой Тхакуром блистательные объяснения учения и философии Шри Чайтаньи Махапрабху полностью удалили катаракту узколобого догматизма и порочной гордыни с глаз верующей публики и утвердили вселенскую религию любви к Богу во всей Индии.

Любая из его поэм, будь то «Шаранагати», «Кальяна-Кальпатару», «Гитавали», «Гитамрита», «Харинама-Чинтамани» и другие представляют самую суть духовных истин, доселе неосвещенных в вайшнавской литературе, философии и теологии.

3. Тхакур как первооткрыватель места явления Господа Чайтаньи

Бхактивинода Тхакур обнаружил подлинное место явления Шри Чайтаньи Махапрабху в Шри Маяпуре (старая Навадвипа XVI века) на восточном берегу Ганги, местоположение которого долго оставалось неизвестным.

Удивительная проницательность и способность Бхактивиноды к провидению, его абсолютная вера и исчерпывающее понимание Высшей Истины, наряду с неоспоримыми историческими свидетельствами на основе правительственных документов и старинных карт Шри Маяпура, а также духовных трудов тех времен, и, наконец, божественное вдохновение и благословения, полученные от духовного наставника, досточтимого Ом Вишнупады Парамахамсы Шри Шримад Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджи, несомненно послужили основой для точного обнаружения места явления Верховного Господа в этой старинной местности, ставшей главным местом паломничества в Бенгалии.
Это событие представляет огромную важность для человечества.

3.1 Учение Господа в кратком изложении Шрилы Бхактивинода Тхакура

Бхактивинода Тхакур – живой пример чистой преданности, выдающийся проповедник и основатель современного движения Гаудия-вайшнавов, сжато изложил в одной из работ учение Шри Чайтаньи Махапрабху.

Вот этот текст:

Трансцендентные и самосущие истины Вед, нисшедшие от Абсолютной Личности Шри Кришны посредством цепи ученической преемственности, известны как амная. Они гласят:
1) Шри Кришна – это Высший Принцип, и нет Ему равных.
2) Он обладает всем могуществом и силой, неисчерпаемыми шакти.
3) Он – океан нектара духовных вкусов и наслаждений (раса).
4) Дживы (души) являются Его частицами, каждая из них – индивидуальная личность.
5) Будучи «пограничной» энергией Бога, дживы способны отвернуться от Него, и тогда они легко попадают под власть пракрити, или же майи – внешней иллюзорной энергии Господа.
6) Находясь в таком промежуточном состоянии между внутренней духовной энергией Господа и Его иллюзорной внешней материальной энергией, дживы могут освободиться из рабства майи, смиренно слушая и бескорыстно вручая себя лотосоподобным стопам подлинного духовного учителя (сат-гуру), через которого проявляет себя Сам Всевышний.
7) Все духовные и материальные явления одновременно едины и отличны от Шри Кришны, Верховного Господа. Это называется ачинтья-бхеда-абхеда-сиддханта. Это непостижимо (ачинтья), потому что ограниченные возможности человеческого рассудка не позволяют в полной мере постичь трансцендентное божественное бытие Господа (если на то не будет Его милости).
8) Бескорыстная преданность Шри Кришне, Верховной личности, являющаяся нашим вечным призванием – это единственный способ обрести любовь к Богу.
9) Любовь к Богу – это высшая цель человеческой жизни и высшее благо, которого только можно достичь.
10) Кришна-према, или Совершенная любовь к Богу — это вершина духовной жизни.

Таковы дашамула, или 10 основных принципов учения Верховного Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.

4. Тхакур расставляет точки над «i» в отношении противоречивых религиозных понятий.

О нисходящем и восходящем способах познания.

Бхактивинода Тхакур учит нас, что нисходящий процесс, т.е. послушание
духовному учителю, стоящему в цепи ученической преемственности (шраута-патха) — это единственно верный и надежный путь обретения чистого неискаженного знания, ведущего к высшей цели – любви к Богу, в отличие от восходящего, или эмпирического, процесса (тарка-патха), приводящего только на высшие планеты или к освобождению, а подчас оборачивающегося и превращением человека в лжеаскета или атеиста.

Также Тхакур объясняет, что Святое Имя, образ, качества, деяния и царство Верховного Господа и Его приближенных недоступны пониманию имперсоналистов, несмотря на весь их багаж мирского образования и учености. Истинное духовное знание можно обрести через смиренное слушание и бескорыстное служение подлинному духовному учителю (сат-гуру), что является первым и самым важным этапом духовной жизни.

5. Тхакур о сат- и асат-сампрадае.

Абсолютная Истина передается по цепи ученической преемственности, берущей начало от Верховной Личности, Шри Кришны. Это сат-сампрадая, подлинная цепь ученической преемственности. Те, кто не признают эту истину, относятся к асат-сампрадае, т. е. сектанскому
религиозному сообществу, противоречащему принципам Вед. Они являются явными или скрытыми врагами Истины. Им закрыт путь в сферу трансцендентного.

В сущности, есть только одна сат-сампрадая – Шри Кришна-сампрадая, в то время, как все остальные сообщества либо придерживаются эмпирического подхода, либо не признают идею шуддха-бхакти, бескорыстной преданности Шри Кришне.

Движение Гаудия-вайшнавов, последователей Шри Чайтаньи Махапрабху, исторически происходит от Брахмы, Нарады, Вьясадевы и Самого Махапрабху, который принял своим духовным наставником Шри Ишвару Пури (ученика Шри Мадхавендры Пури из Мадхва-сампрадаи). Поэтому движение Гаудия-вайшнавов иногда также называют Мадхва-Гаудия-сампрадаей, а цепь учителей от Шри Кришны и Шри Мадхвы является общей для обеих сампрадай.

6. Тхакур о карме, гьяне, йоге и бхакти

Карма, гьяна, йога и другие эмпирические пути не имеют ничего общего с Кришна-бхакти.

Причины тому следующие. Карма – это деятельность, осуществляемая с помощью физического тела, чувств и ума ради
достижения желанных результатов, а посему материальная и преходящая от начала до конца. Поэтому она не может дать вечного блага душе, дживе. Даже если это будет бескорыстная карма, но не посвященная Кришне, то она будет столь же никчемной, сколь камья-карма, или деятельность ради корыстной цели, поскольку тоже принесет материальный, преходящий результат.

Но когда человек делает что-то, движимый бескорыстной любовью к Шри Кришне, то это чистая преданность, шуддха-бхакти, преданность от всего сердца, лишенная примесей вожделения, похоти, жадности, корысти, гнева. Нет ничего столь же радующего душу, как чистое служение Всевышнему Господу Шри Кришне, совершаемое от всего сердца из любви (Бхаг., 1.6.36). Следовательно, шаранагати, или полное беззаветное вручение себя Кришне посредством девяти процессов шуддха-бхакти – это единственный путь к спасению (Бхаг., 7.5.23-24).

То же самое утверждает последняя шлока «Бхагавад-гиты» (18.66), дающая путеводную нить в царство духовной жизни и преданности Кришне.

7. Тхакур о юкта- и пхалгу-вайрагье (подлинной и мнимой отрешенности)

Юкта-вайрагья – это подлинная отрешенность. Она выражается в правильном использовании всех живых и неживых объектов для служения их Хозяину – Шри Кришне, и она развивает непривязанность. В то время как пхалгу-вайрагья — это оголтелое отречение от всех живых и неживых объектов, под предлогом того, что они материальны и являются ловушкой, завлекающей чувства. Это лжеотрешенность. Отрекающиеся от самого мира (а не от неправильного отношения к нему) поступают вопреки здравому смыслу. Они совершенно не понимают той истины, что Шри Кришна — владыка всего, в т. ч. и всех этих живых и неживых объектов, от которых они поспешно отрекаются. Как можно отречься от чужого, от того, что тебе не принадлежит?!..

8. Тхакур об истинной доброте и альтруизме

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что истинные доброта и милосердие должны выражаться в пробуждении души при помощи совместного пения Святых Имен (нама-санкиртаны).

Пробудившаяся душа, постигшая Абсолютную Истину, может с помощью нама-санкиртаны освободить весь мир от невежества авидьи, от забвения Бога и своей истинной сущности.

Это называется пара-упакара, или высшее милосердие, подлинное благо, которое одна джива может даровать другой. Все другие проявления доброты, осуществляемые в этом мире под флагом альтруизма и направленные на благо чьего-то тела или ума, преходящи и мимолетны. Конечно, обычные альтруизм и благотворительность полезны, но, надо понимать, что это чисто материальная деятельность, в рамках которой и отдающий, и обретающий – не душа, а всего лишь ум или тело, бренные, рано или поздно прекратящие свое существование.

Подлинная доброта, в своем необусловленном, трансцендентном выражении – это высшая любовь ко всем живым и неживым созданиям, основанная на понимании их связи с Кришной. Но в искаженном виде она превращается в эгоцентризм, крайнюю форму эгоизма (все ради себя). Затем, немного расширяясь, эгоцентризм вырастает в расширенный эгоизм и ставит целью удовлетворение физических и ментальных потребностей членов семьи. Это уже менее корыстно, но, все же, далеко от совершенства. Расширяясь далее, неосознанный порыв души любить и делиться добротой становится направлен еще и на соседей, выходцев из той же прослойки или национальности, а еще немного разрастаясь, он уже распространяется на население края или области.

Развиваясь далее, эта неосознанная потребность души перерастает в патриотизм, обычно направленный на удовлетворение телесных и интеллектуальных потребностей и благополучие граждан всей страны.

Развиваясь еще дальше, неосознанная потребность любить и дарить доброту перерастает в заботу о благе всех, что известно под именами альтруизма, гуманизма, филантропии и т. п.

Но мировоззрение настоящего вайшнава выходит за рамки этих узких и ограниченных проявлений, являющихся своего рода сектантством. Вайшнав пребывает в высших по отношению к материальному сферах и достигает высшей цели жизни, что проявляется в трех состояниях и видах деятельности:

1. Джива-дойя (подлинное духовное милосердие ко всем существам)
2. Нама-ручи (самозабвенное повторение Святого Имени)
3. Вайшнава-сева (бескорыстное служение вайшнавам).

Это три признака души, осознавшей Абсолютную Истину.

9. Тхакур о дайва- и адайва-варнашраме

В системе варнашрамы каждый человек принадлежат к одному из четырех сословий (варн) и одному из четырех укладов жизни (ашрамов). Эти сословия и уклады произошли из различных частей тела Вирата-пуруши. Перечислим варны:
1. брахманы (появились изо рта Вирата-пуруши)
2. кшатрии (из Его рук)
3. вайшьи (из Его бедер)
4. шудры (из Его стоп).

Перечислим также ашрамы:
1. санньяси (произошли из головы Вирата-Пуруши)
2. ванапрастхи (из Его груди)
3. брахмачари (из Его сердца)
4. грихастхи (из нижней части Его живота).

Как бы ни были люди добросовестны в исполнении своего материального долга и соблюдении общественных норм (адайва-варнашрама, или материальная варнашрама), все равно им уготована печальная участь, если только они не посвятят себя полностью поклонению Шри Кришне в виде арчаны или повторения Святого Имени (Бхаг., 11.5.2-3). Подобное поклонение Кришне делает человека участником уже дайва-варнашрамы (божественной варнашрамы) и приводит его к подлинному совершенству жизни.

Как полив корня дерева питает водой все дерево со всеми его ветвями, а насыщение пищей снабжает праной (жизненной энергией) весь организм, так и поклонение Ачьюте, Высшей причине всех причин, удовлетворяет всех богов и все во вселенной (Бхаг., 4.31.14).

10. Тхакур о разнице между брахманом и вайшнавом

Того, кто постиг Брахман – излучающий сияние аспект Вишну – называют брахманами. Человек из брахманического сословия, не поклоняющийся Вишну, перестает быть брахманом и становится, на самом деле, шудрой.

Есть три вида рождения. Первое – это физическое рождение от родителей. Цивилизованный человек идет дальше этого физического рождения и становится двиджей (дваждырожденным). Это второе рождение происходит, когда он получает посвящение от ачарьи. Посвящение открывает дваждырожденному врата в духовную жизнь через проведение упанаяны с упавита-сутрой и наделяет его правом произносить ведические мантры для поклонения Вишну и вайшнавам.

Почитатель Верховного Господа Вишну, всепроникающего Владыки мироздания и всех джив, именуется вайшнавом. Второе рождение брахмана теряет свою силу, если тот избегает поклонения Вишну под руководством Его вечных спутников- вайшнавов.

Наконец, дваждырожденная джива рождается третий раз, когда осознает свою сущность благодаря бескорыстному служению Шри Хари, гуру и вайшнавам.

11. Тхакур об идолопоклонстве и поклонении образу Господа

Бхактивинода Тхакур считает поклонение Шри Мурти, образу Господа, одной из самых важных форм духовной практики. Идолопоклонство же он отвергает.

Идолопоклонники – это те, кто утверждают, что у Бога нет конкретного духовного образа, и, в то же время, придумывают некий произвольный образ для поклонения, создавая его в своем уме или физически.

Однако, те, кто воочию видят подлинный духовный образ Верховного Господа глазами любви, глазами души, стараются мысленно удерживать этот образ, а затем придают ему осязаемую форму, чтобы начинающие могли с ее помощью поклоняться Богу и развивать в себе дух преданности Ему. Такое поклонение ни в коем случае не является идолопоклонством.

Лицезрея Шри Мурти, человек должен видеть не само изваяние в его осязаемой или тонкой форме, а Духовную Абсолютную личность, видеть ее своими духовными глазами, которые Гуру открыл светом трансцендентного знания. Так что поклонение Шри Мурти и идолопоклонство – это совсем разные вещи.

Тот же, кто считает Бога некой аморфной пустотой – худший из идолопоклонников.

Бхактивинода Тхакур специально написал подробные наставления о поклонении Шри Мурти, чтобы предотвратить садхаков от превращения в идолопоклонников, гностиков или атеистов.

12. Тхакур о шуддха-бхакти и виддха-бхакти

Когда человек принимается за трапезу, каждый съеденный кусочек пищи приносит одновременно три вещи: еще чуть-чуть удовлетворения, насыщения и утоления голода.

Точно так же у того, кто по-настоящему продвигается по пути бхакти, в жизни должны быть заметны следующие изменения:
a) Постоянно усиливающаяся привязанность к Шри Кришне, со временем становящаяся нерушимой.
б) Углубление понимания истинной сущности Шри Кришны (или Святого Имени), дживы, майи и их взамоотношений.
в) Естественное постепенное ослабление привязанности ко всем предметам и занятиям, не связанным с Кришной или Кришна-бхакти (Бхаг., 11.2.42).

Если этих изменений не наблюдается, значит духовная практика человека основана на ошибочных принципах или выполняется неправильно. Тот, кто искренне стремится к духовному развитию, в такой ситуации должен забить тревогу и обратиться за помощью или советом к старшим вайшнавам и духовному учителю.

Вообще, что такое чистая преданность, в чем она выражается? В сокровенном любовном служении Шри Кришне, совершаемом от всего сердца, исключительно ради Его удовлетворения, и выполняемом под милостивым руководством подлинного Гуру с помощью своего тела, ума и чувств. То есть, чистая преданность Высшей Личности не сопровождается желанием что-либо получить взамен. Она не имеет ничего общего со стремлением к личному наслаждению, с искусственными или показными аскезами, с сухим гностицизмом, которые являются характерными признаками виддха-бхакти (преданности нечистой, оскверненной сторонними «примесями») (Бхаг., 3.29.12).

До тех пор, пока сердце переполнено порочными желаниями самоутверждения или самоуничтожения (имперсонализм), разве в нем сможет зародиться блаженное состояние чистой преданности?!

13. Тхакур о Святом Имени, намабхасе и намапарадхе

Бхактивинода Тхакур раскрыл эту тему в своей работе «Харинама-чинтамани». Эта книга теперь прочно заняла свое место в истории как высшее руководство по служению Верховной Личности, Шри Кришне, в форме Его божественного имени. В этой книге Тхакур раскрывает нам истинную философию Святого Имени.

Имя, тело и душа Кришны идентичны, между ними нет никакой разницы, все три исполнены вечного блаженства. Но в случае с простым смертным его имя, тело и сознание — три совершенно разные вещи.

Имя Кришны — это чинтамани, «философский камень», исполняющий все желания, это сам Кришна, это Высшее Сознание (Чайтанья), олицетворение божественного Высшего Вкуса (расы).

Имя Кришны – полное целое, самое святое из всего святого, вечное, не обусловленное материальной скверной и ничем не отличающееся от самого Кришны.

Его Имя, образ, качества, окружение, услады и обитель вечны, исполнены блаженства, духовны, а потому недоступны пониманию мирских мыслителей. Они естественным образом открываются духовным чувствам дживы, когда она обращается к Кришне и посвящает свои ум, тело и речь вечному любовному служению под руководством сат-гуру («Падма-пурана»).

Намабхаса — это смутное отражение, или проблеск Святого Имени. Она свободна от десяти оскорблений в адрес Вишну и вайшнавов. Десять оскорблений, которые могут быть нанесены Вишну и вайшнавам, называются нама-апарадхами.

Настоящий преданный должен быть хорошо осведомлен о намабхасе и намапарадхе, поскольку первая ведет к освобождению из оков майи, в то время как вторая усугубляет заточение.

Бхактивинода Тхакур отдает повторению Святого Имени абсолютный приоритет по сравнению со всеми другими формами поклонения, поскольку произнесение Святого Имени в обществе садху – это панацея от всех бед этого мира (Бхаг., 3.25.25). Следовательно, отказ от дурного общения — это важное правило духовной жизни чистого вайшнава, потому что общение с порочными людьми сводит на нет все человеческие добродетели, такие как правдивость, чистота, милосердие, сдержанность (воздержание от сплетен), духовный разум, скромность, красота, слава, терпимость, умиротворенность, самообладание и удачливость.

Дурным общением считается общение с недалекими людьми, отождествляющими себя с телом и умом, а посему неприемлющими преданного служения Богу. Сюда же можно отнести близкое общение с людьми, которые пляшут под дудку женщины. Никакая другая привязанность не способна так ослепить и подчинить себе человека, как та, что развивается через общение с людьми, падкими до женщин (Бхаг., 3.31.33-35).

14. Тхакур о разнице между жизнью и поступками вайшнава и непреданного

Вайшнав – это душа, принявшая прибежище в Боге, поэтому его жизнь и поступки выходят за рамки ограничений времени и пространства (Бхаг., 1.11.38). Однако этого совсем нельзя сказать про обусловленную душу, чьи жизнь и деятельность полностью протекают под контролем трех щупалец жуткого осьминога майи.

15. Тхакур о сат-гуру и лжегуру

Тот, кто глубоко постиг суть науки о Верховном Господе Шри Кришне, будь он брахман, санньяси или даже шудра по рождению, может стать подлинным духовным учителем, сат-гуру, если он обладает следующими качествами:
a) знанием священных писаний.
б) глубоким проникновением и осведомленностью в трансцендентных таинствах лил Шри Шри Радхи-Кришны.
в) умением совладать с шестью побуждениями (речи, ума, языка, гнева, желудка и половых органов).

Уттама-садху, махатма, сат-гуру, юкта-вайраги (по-настоящему отрешенный человек) и маха-бхагавата – это синонимы.

Садху не может быть сат-гуру, если он не настоящий вайшнав и не развивает перечисленные выше божественные качества.
Лжегуру лишен этих качеств. Слепец не может вести за собой другого слепца.

16. Тхакур о пяти пристанищах Кали и о пяти стимулах преданности Шри Кришне

В этот темный век вражды, эгоцентризма, зависти и лицемерия люди особенно падки на пять приманок Кали:
1. Азартные игры.
2. Прием одурманивающих и опьяняющих веществ.
3. Беспорядочные связи с женщинами.
4. Содержание боен и употребление в пищу мяса животных.
5. Пустую трату денег на легкомысленные цели, не связанные со служением Верховному Господу, высшему Владыке всего сущего.

Шри Чайтанья Махапрабxу, ачарья, учитель всего мира, вызволяет человечество из лап Кали, проводя нама-санкиртану (совместное пение Имен Бога), и это юга-дхарма, Вселенская религия нашего времени. Поэтому Махапрабxу называют Спасителем Кали-юги, кали-юга-паваной.

Из 64-x способов взращивания бхакти выделяют 5 главных:
1) общение со святыми
2) совместное пение Имен Шри Кришны
3) смиренное слушание чтения «Шримад-Бхагаватам»
4) проживание в Матхуре (блаженной духовной обители)
5) благоговейное поклонение Божествам Шри Шри Радхи-Кришны.

Даже мимолетное обращение к этим пяти видам духовной практики может породить чистую любовь к Шри Кришне. Посвящая себя одному или нескольким из этих видов деятельности, человек обретает сильную привязанность к Шри Кришне, плодом которой станет Кришна-према.

Бхактивинода Тхакур преподал нам урок, показав, как преподносить откровения безупречным научным языком и каким образом направить современное научное знание на службу Абсолютной Истине. Метод, предложенный и опробованный Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в его книгах, поставил сравнительное изучение религий на четкую научную основу. Те, кто действительно хотят проникнуться истинным духом Шри Чайтаньи Махапрабxу, не достигнут этого без следования по стопам Бхактивиноды Тхакура, столь успешно применившего свою методику в области религиозных изысканий.

17. Тхакур о «Шримад-Бхагаватам»

Бхактивинода Тхакур доказал абсолютное превосходство и непререкаемость «Шримад-Бхагаватам» как комментария к афоризмам «Веданты», тем более что автор «Веданты» и «Шримад-Бхагаватам» – это одна и та же личность – Шрила Вьясадева.

«Шримад-Бхагаватам» – это единственное священное писание, раскрывающее три краеугольных момента религии:
1) самбандху (взаимоотношения между Богом, дживами и вселенной)
2) абхидхею (высший долг человека по отношению к Верховной Личности)
3) прайоджану (высшую цель жизни человека).

Поклоняющегося Верховной Личности Бога тоже называют Бхагаватой, и раз Бхагавата – это истинный приверженец и провозвестник «Шримад-Бхагаватам», то очевидно, что Бхактивинода Тхакур является истинным провозвестником этого великого священного писания вайшнавов.

Превосходство «Шримад-Бхагаватам» состоит в том, что он суммирует все виды поклонения Богу в одном высшем принципе – присущем человеку и являющемся вечным призванием души – принципе бхакти, находящем свою кульминацию в према-бхакти, любви к Богу.

18. Святость Тхакура

Он был воистину святым. За свои глубокие познания в духовной философии он заслужил уважение всех ученых мужей Бенгалии, Бихара и Ориссы. У него практически не было врагов, ведь он ни к кому не питал вражды, скорее, те, кто из зависти или злобы, или с целью сбить его с праведного пути проповеди учения Шри Чайтанья Махапрабxу, считали себя его врагами, в конце концов устыдились своего бесчестного поведения и в большинстве случаев молили его о прощении, в чем он никогда не отказывал.

Он никогда никого не отчитывал, если только не был всецело уверен в своем полном праве сделать это ради духовного блага самого человека. Те же, кому случалось получить такой урок, испытывали в результате полное удовлетворение.

У него не было ни капли гордыни за свое аристократическое происхождение, огромное состояние, богатую эрудицию и личное обаяние.

Он был смиреннее травинки, терпеливее дерева, всегда выражал почтение другим, не ожидая ничего взамен, поэтому Святое Имя Верховного Господа Шри Кришны постоянно танцевало на кончике его языка и вдохновляло его на протяжении всей жизни прославлять Святое Имя.

19. Преемники Тхакура

Бхактивинода Тхакур доверил дело продолжения миссии своей жизни своему преемнику Ом Вишнупаде Шри Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Махараджу, который послал проповедников на Запад для установления дружественных отношений доброй воли и духовного взаимообмена между людьми Востока и Запада. Позже в этой миссии достиг успеха Шрила Бхактиведанта Свами. Исключительно любовь к Богу способна установить мир и согласие в современном обществе, в то время как другие усилия несут лишь внешнюю временную пользу и не могут принести вечного блага.

Бхактивинода Тхакур предсказывал также, что не за горами то время, когда Восток и Запад духовно объединятся в бескорыстном преданном служении Верховному Господу. Этот предсказание было осуществлено Шрилой Бхактиведантой Свами.

20. Тхакур как идеальный рупануга-ачарья

Выдающийся последователь Шрилы Рупы Госвами, исполнившего желание Верховного Господа Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, Шрила Бхактивинода Тхакур с честью выполнил следующие четыре задачи:

1. Обнаружил скрытые тиртхи (священные места) – в первую очередь, Шри Дхаму Маяпур, место явления Шри Гауранги Махапрабху.
2. Положил начало поклонению следующим Божествам:
а) Шри-Шри Гауре-Гададхаре в Шри Свананда-Сукхада-кундже, первом месте, где Тхакур совершал бхаджану, расположенном в Шри Годруме (Сварупгандже) в великой Навадвипе, округа Надия.
б) Шри-Шри-Гауре-Вишнуприи и Шри-Шри-Радхе-Мадхаве в Шри Йогапитхе, месте явления Верховного Господа Шри Гауранги Махапрабху в Шри Дхаме Маяпуре – старой столице Навадвипы
в) Шри-Шри-Радхе-Гиридхари в Бхакти-Бхаване в Калькутте.

3. Написал на различных языках около ста книг о бескорыстной преданности.

4. Проповедовал в различных местах бхакти-садачар, т.е. учение о према-бхакти и соответствующей духовной практике.

Тхакур Шрила Бхактивинода воистину достоин своего имени Саччидананда дас, т. е. слуга Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри-Шри Радхи-Мадхавы, которые исполнены вечности, знания и духовного блаженства.

В завершение мы, вновь и вновь смиренно склоняемся перед Шрилой Бхактивинодой Тхакуром и его истинными последователями.

Харих Ом Тат Сат.