Использованы статьи А. Туктагулова (НПФ “Сапфир”, ionization.ru)

В комментариях можно спорить.
Итак, А. Туктагулов (НПФ “Сапфир”) считает мнение о вреде положительных аэроионов ошибочным. По его словам, это заблуждение имеет довольно давнюю историю.
вреден ли ионизатор

ГИПОТЕЗА О ВРЕДЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ АЭРОИОНОВ

Когда было сделано открытие о пользе ионизированного воздуха, исследователи решили, что нужны только отрицательные ионы, поэтому академик А. Л. Чижевский стал делать свои люстры, а его последователи – свои приборы – униполярными, т.е. порождающими ионы только одной полярности. Ионизаторы таких конструкций проще в изготовлении; не надо думать о том, что ионы могут рекомбинироваться.

Прежде всего это было вызвано несовершенством самих генераторов, но и не в последнюю очередь отсутствием необходимого контрольно-измерительного оборудования. Несовершенство генераторов выражалось также и в том, что помимо отрицательных ионов приборы порождали большое количество озона. Поэтому находиться долгое время в помещении, где работает такой генератор, было опасно – озон является сильным окислителем и в незначительных количествах способствует ускоренному старению, а в больших – просто ядовит. Выяснилось также, что озон, в силу своей большой химической активности, способствовал образованию ядовитых азотных соединений.

Немного из истории изобретения люстры Чижевского

Чижевский был основоположником гелиобиологии, впрочем за что его и посадили при советской власти. Далее, живя на поселении, помогая шахтерам с лечением дыхательных заболеваний, он изобрел люстру Чижевского, технические характеристики которой были следующие: напряжение на электродах 100 000 Вольт, высота от пола до потолка – 4-5 метров, количество электродов – несколько сотен.

Люстра Чижевского использовалось только в чистом помещении на поверхности. Людей сажали под люстру на 5-7 минут: больше было нельзя, ведь при таком напряжении образуется сильное электростатическое поле, и значительно больший, чем допустимо, выброс озона. Почему А. Л. Чижевский не понизил напряжение на люстре? Это напряжение было необходимо для создания остаточной напряженности поля между люстрой Чижевского и полом, который должен был быть заземлен обязательно. Ведь только в этом случае линии поля будут замкнуты на пол, и пыль не будет размазываться по стенам (в домашних условиях сделать этого практически невозможно).

Если понизить напряжение на электродах, то скорость потока ионов резко упадет. К примеру, если напряжение будет 5000 Вольт, то скорость движения ионов составит 25 см/с. А учитывая то, что легкие аэроионы живут всего несколько секунд, то, чтобы дышать такими аэроионами, нужно находиться около люстры на расстоянии меньше одного метра. В данное время использовать такое напряжение по всем санитарным нормам в помещении запрещено, поэтому вы нигде не найдете прототип той самой люстры Чижевского, а устройства с меньшим напряжением и меньшим количеством игл не имеют с ней ничего общего.

Еще больше ценного см. в моем Telegram! (совершенно новый канал).

Долгое время вышеперечисленные технические несовершенства препятствовали развитию исследований ионизации воздуха. Однако с началом эры космических полетов проблема ионизации приобрела новую актуальность. И исследования были продолжены. Теперь уже было необходимо со всей достоверностью установить, какие бывают ионы, какие образования этих частиц полезны, а какие вредны.

И в первую очередь, при создании и опробовании счетчика аэроионов было установлено, что ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ионы, присутствующие в естественных условиях в воздухе, вопреки сформировавшемуся на тот момент убеждению, не оказывают вредного влияния на человека. А вот если не будет положительных ионов, то при такой униполярной ионизации все близлежащие материи, в том числе лицо и одежда, заряжаются отрицательно, и вновь образовавшиеся ионы вследствие отталкивания не попадут в дыхательные пути.

Вреден недостаток ионов обеих полярностей, в особенности полезных для человека – отрицательных. К слову, избыток ионов тоже вреден. Чижевский, как и его современники, не могли знать достоверно, какая концентрация частиц полезна, а какая представляет опасность. Сегодня, при наличии современной измерительной базы, мы можем быстро и с высокой точностью измерять концентрацию ионов обеих полярностей.

Таким образом, еще в начале семидесятых годов экспериментальные исследования ионизации воздуха в естественных условиях, проведенные с помощью наших приборов, позволили определить природные концентрации аэроионов обеих полярностей и соотношения концентраций положительных и отрицательных частиц в естественных условиях в лесу, на морских побережьях, в горах, на курортах.

На основе этих измерений были выработаны рекомендации по аэронизации и требования к аэроионному составу воздуха в помещениях. В итоге, экспериментальные факты нашли свое отражение в нормах СанПин Минздрава РФ.