Вопрос: А как арттерапия? Поможет? Есть ли готовая методика?

Ответ: Арт-терапия – терапия искусством и творчеством, чаще всего художественным творчество, вид психотерапии, появившийся в тридцатые годы прошлого века. В конце второй мировой войны его начали успешно применять для реабилитации детей – бывших узников концлагерей. На сегодня арт-терапия – одна из наиболее легкодоступных действенных методик для реабилитации детей-инвалидов.

РАССМОТРИМ ПРИМЕР годичной программы работы с детьми для психолога и учителя рисования. Думается, она хотя бы частично пригодится и заботливым родителям, готовым (или вынужденным) заниматься с детьми самостоятельно дома.

Цель: Подготовить ребенка к обучению в школе-интернате (либо адаптировать ребенка к учебе).

Задачи:
1. Стабилизировать эмоциональное состояние ребенка.
2. Снять эмоциональную напряженность и чувство неуверенности в себе.
3. Развить мелкую моторику, подготовить руку к письму.
4. Терапия страхов.
5. Обогатить сенсорный опыт и эстетический мир ребенка.
6. Развить творческие начала в ребенке.
7. Начать ознакомление с мировой художественной культурой.
8. Выработать навыки общения со сверстниками в коллективе.
9. Скорректировать внутрисемейные отношения.
10. Сформировать навыки работы по инструкции и самостоятельно.
11. Развить пространственные представления (размещение рисунка на листе).
12. Развить умения планировать деятельность и работать по своему плану (что рисую сейчас, что – потом).
13. Развить умение прогнозировать будущее (что это будет за рисунок).

ЭТАП ПЕРВЫЙ, 1-3 занятия (в зависимости от возраста, степе¬ни поражения и уровня психического развития ребенка).
Знакомство с материалами используемыми при рисовании.
– Бумага. Обсуждение свойств, т.е. ее можно: сгибать, мять. рвать и т.п.; она бывает: цветной – белой (светлой, желтоватой и т.п.). тонкой – плотной – глянцевой и т.д..
– Картон. Обсуждение свойств и отличий от бумаги.
– Краски. Акварель, гуашь, масляные – сходство/отличия, что ими можно делать.
– Карандаши. Простые, цветные, пластиковые и т.п.
– Фломастеры -в чем их отличие от карандашей и красок.
Все даем в руки для любых видов манипуляций. Ребенок работает один (в группе только, если он предварительно подготовлен).

ВТОРОЙ ЭТАП, одно и более занятий (в зависимости от возможностей ребенка и его желанья).
Чирканье и мазанье карандашами и красками (кистями и пальцами). Работа в основном на бумаге (просто мажем все подряд во время знакомства с материалом). Продолжаем до тех пор, пока у ребенка не начнет получаться что-то осмысленное, либо ему не захочется самому перейти к другому виду работы. Но и на более поздних этапах мы иногда возвращаемся к чирканью, чтобы отдохнуть морально и физически.

ТРЕТИЙ ЭТАП, одно и более занятий.
Работа с трафаретами:
– Закрашивание внутренней части трафарета (не очень отличается от чирканья, но приучает к аккуратности – распознаванию и соблюдению формы).
– Обведение внутренних контуров.
– Обведение внешних контуров – силуэтов.
Если ребенок очень устает, ему трудно, можно устраивать небольшие перерывы, каждый из которых должен быть чем-либо заполнен. Например: гимнастикой для рук и пальцев, общими расслабляющими упражнениями, миниатюрными рассказами о великих художниках с демонстрированием репродукций, беседами о жизни ребенка в семье или школе.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП, 1-5 занятий.
Раскрашивание готовых картинок:
– Раскрашивание простых и составных геометрических фигур с обязательным их называнием, проговариванием их расположения на листе и заданиями типа:
закрась синим карандашом круг под квадратом;
раскрась по-разному круг и треугольник, который находится внутри круга и т.п.

– Раскрашивание фигур человека и животных с называнием частей тела, проговариванием деятельности и рассказами о данных животных, о том, что делает человек, как он одет (говорит ребенок, психолог – дополнят, разъясняет).
– Раскрашивание сюжетных картинок с планированием деятельности (что зачем и как раскрасить) и придумыванием рассказиков/сказок по этой картинке.
На этом этапе объединяем детей в группы. Делаем это очень аккуратно и постепенно. Создаем возможности для общения, ситуации, в которых необходимо договариваться с другими (мало карандашей, нужен другой цвет и т.п.).

ПЯТЫЙ ЭТАП, 1-2 занятия.
Работа с копиркой.
Работаем от простого к сложному. Обсуждаем сюжеты копируемых рисунков (подобранные психологом с учетом проблем детей).

ШЕСТОЙ ЭТАП, одно и более занятий.
Рисование по клеткам:
– Дорисовывание части фигуры.
– Срисовывание всей фигуры или даже сюжетной картинки (с обсуждением сюжета и возникающих трудностей).

СЕДЬМОЙ ЭТАП, не менее трех занятий.
Самостоятельный рисунок на свободную тему.
Работа ведется с ограничением времени и домашним заданием.
Эти рисунки обсуждаются либо в группе (важно следить, чтобы не было отрицательных оценок со стороны других детей), либо индивидуально с психологом, если возникает такая необходимость.

ВОСЬМОЙ ЭТАП, 1-2 занятия.
Рисунок на заданную тему (я в школе, дома, моя семья, я гуляю во дворе и т.п.).
Можно использовать для диагностики эмоционального состояния ребенка и степени его прогресса с момента начала занятий.

ДЕВЯТЫЙ ЭТАП, 1-2 занятия.
Все дети рисуют один рисунок на большом листе.
Этот этап необходим для закрепления навыков коммуникации. Также используем его для логического завершения работы (память для руководителя о группе), подведения итогов (вот к чему мы пришли; какие мы стали: умелые, дружные, веселые и т.п.).