Трудотерапия – метод реабилитационной терапии, известный довольно давно. В психиатрии успешно используется с начала двадцатого века. Для работы с инвалидами, особенно с детьми-инвалидами трудотерапия незаменима в принципе. Она позволяет не просто дать определенные трудовые навыки, но повысить самооценку ребенка-инвалида, научить взаимодействовать в группе.

Предлагаем небольшую программу занятия с трудотерапией в группе младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, последствия травм и полиомиелита).

Цели и задачи занятий трудотерапии в школе или реабилитационном центре:

1. Адаптировать детей-инвалидов к социуму, обучение навыкам общения, умению слушать друг друга.
2. Привить любовь к труду и навыки самообслуживания.
3. Повысить самостоятельность детей.
4. Повысить самооценку детей-инвалидов.
5. Развить самостоятельное мышление и способность принимать решения.
6. Купировать агрессивность, т.е. направить ее в положительное русло.

Примеры заданий, которые подходят для групповых занятий с данными целями и задачами:

• Украсить школу к празднику (убрать помещение, сделать и развесить украшения, нарисовать плакат, стенгазету).
• Сезонная уборка территории школы.
• Генеральная уборка класса.
• Посильный ремонт учебных пособий, игрушек, книг.

Этапы работы детей в группе:

1. Совместное обсуждение полученного группой задания. Преподаватель или психолог должен проследить за тем, чтобы все желающие могли высказаться.
2. Самостоятельное распределение детьми участков работы или заданий (учитель следит, чтобы работа была для детей посильной или наоборот не слишком легкой и вносит замечания, но не решает!).
3. Выполнение группой совместного задания.
4. Обсуждение процесса выполнения работы.

4.1. Вопросы, которые могут быть при этом подняты:
– Понравилось ли работать?
– Понравилось ли работать именно таким способом, удачен ли был план, составленный в начале?
– Что помогало, либо мешало во время работы? (но не кто!)
– Что можно будет сделать/изменить в следующий раз, чтобы работать было лучше, интереснее, приятнее, успешнее, быстрее, легче?